Жозеф Фернан Анри Леже (фр. Joseph Fernand Henri Leger; 1881—1955) — французский живописец, скульптор, график, керамист и декоратор, поборник т.н. «эстетики машинных форм» и «механического искусства», член компартии.
Фернан Леже родился 4 февраля 1881 года в городке Аржантан, что в Нормандии. Его отец, Анри Арман Леже, занимался разведением домашнего скота. Он умер через несколько лет после рождения будущего художника. Мать, урожденная Мари Адель Дюнон, жила на своей ферме в Лизоре вплоть до самой смерти в 1922 году.
Фернан учился в аржантанском колледже и в церковной школе в Теншебре. Здесь но задумался о своей дальнейшей судьбе, и понял что хочет стать архитектором.
В 1897-1899 годах он учится у архитектора в Каннах. Здесь же он познает азы графики. Следующие два года он живет в Париже, где занимается, по сути, тем же самым, работает чертежником у архитектора.
Его архитектурную карьеру прерывает военная служба в саперном полку в Версале. Но 1903 году он поступает в Высшую школу декоративного искусства. Его не принимают в Высшую школу изобразительных искусств, но он посещает на правах вольнослушателя курсы Жерома и Феррье, а также Академию Жюлиана. Свободное время он проводит в Лувре. Его особое внимание привлекают работы импрессионистов. Их влияние чувствуется в его ранних работах. Он был потрясен посмертной выставкой Сезанна в салоне «Независимых».
В 1908 году Леже поселяется в так зазываемом «Улье», доме с мастерскими, где нашли приют будущие гении. Здесь он знакомится с Архипенко, Лораном, Сутиным, Шагалом, Делоне. Здесь часто бывают Макс Жакоб, Аполлинер, Реналь и другимие известные люди. Некоторые из них становятся его друзьями.
Женщина в голубом. 1912
В 1909 году Леже примыкает к новому направлению, кубизму. В дальнейшем сюжеты его произведений становятся все более абстрактными, хотя на позднем этапе Леже отходит от абстракционизма, по крайней мере, в своих станковых произведениях.
Значительное место в творчестве Леже занимают социальная и индустриальная темы. Помимо живописи художник занимался также керамикой, книжными иллюстрациями, дизайном одежды и ковров, работает в театре и кино.
Владелец художественной галереи Канвейлер, поддерживающий Пикассо и Брака, покупает несколько картин Леже, что позволяет художнику переехать на улицу Ансьенн Комеди. Он знакомится с Жаком Вийоном и через него с группой «Золотое сечение» В 1911-м вместе с Глезом, Делоне и другими участвует в выставке «Независимых»: в зале, прозванном «залом кубистов», экспонирует картину «Обнаженные в лесу». Вместе с этой группой выставляется и в Брюсселе.
В 1913 году Леже читает лекцию «Истоки живописи и ее изобразительная ценность» в Академии Васильевой, текст которой публикуют в Париже, Берлине и Бергене. Он участвует в выставке «Независимых», в «Армори Шоу» и в первой выставке Осеннего салона в Берлине, и, наконец, подписывает договор с Канвейлером на продажу ему своих работ. На вырученные деньги он снимает студию в доме на улице Нотр-Дам-де-Шан, которую сохраняет за собой до конца жизни.
Кружка пива. 1921
В августе 1914 художника мобилизуют и направляют в саперные войска. В сентябре 1916 года под Верденом, где Леже занимался транспортировкой раненых, он был отравлен газом, но только в конце 1917 года его увольняют с военной службы, и он начинает снова заниматься живописью.
В 1919 году Леже женится на Жанне Лой, начинает работать над своими главными картинами, и выставляет свои работы в парижской галерее Леонса Розенберга и в Антверпене. Он завязывает дружеские отношения с Ле Корбюзье, пишет полотна «Механик» и «Большой обед». С этого года на протяжении многих лет выставляется у «Независимых». Он участвует в работе над фильмом Абеля Ганса «Колесо», иллюстрирует книги, выполняет проекты декораций и костюмов к спектаклям, в общем , ведет активную творческую жизнь.
На войне Леже открыл для себя «новую эстетику машинных форм». «Война обрушилась на возникший мир — мир, который тверд, ясен и точен. Нет больше пейзажа, натюрморта, портрета. Есть предмет, есть предметное изображение Среда современности — это, конечно, предмет механический, сфабрикованный, он медленно побеждает округлости женского тела, фрукты, нежные пейзажи…».
Танец. 1929
Леже создал оригинальный стиль в изображении человеческих фигур и предметов из предельно обобщенных цилиндрических, округлых форм, напоминающих машины. В этом новом воззрении все получает организованность. Художник утверждает, что «современная индустрия раскладывает, анализирует, постигает тысячи найденных сложений, отклоняет и отбрасывает все неясное и неопределенное… Человеческое тело рассматривается как вещь. Лицо, его пластическая ценность — шар, сфера без выпуклых или вогнутых элементов. Нос, глаза, рассматриваются как вещи, как вещи моделируются и также разрешаются». Человек и предмет зачастую в произведениях художника уравниваются и взаимозаменяемы. Леже любил повторять, что цвет и форма — не изобразительные средства, а «самоценности», придающие характер вещам. «Индустриальный стиль» художника был утонченным по своим цвето-пластическим качествам и оказал большое влияние на декоративное искусство. Не случайно и сам Леже «пришел» в монументально-декоративную керамику, мозаику, витраж, гобелен.
Джоконда с ключами. 1930
Леже получил среди друзей прозвище «тюбист» (игра слов «tube-tubiste» — труба-трубист), а известный критик Метценже писал: «Фернан Леже измеряет день и ночь, взвешивает массы, рассчитывает сопротивление. Его композиции — это живое тело, органами которого являются деревья и фигуры людей. Строгий художник, Фернан Леже увлекается этой затрагивающей биологию глубинной стороной живописи, которую предчувствовали Микеланджело и Леонардо».
Сам Фернан Леже утверждал, что следует традициям французского импрессионизма, в котором его не устраивал не избыток цвета, а отсутствие конструктивной силы, которую он » пытался наращивать усилением, гипертрофией объемов и пластических форм. Уже в первых своих концептуальных произведениях Фернан Леже использовал элементы, которые впоследствии стали основой почти всех его композиций, — напоминающие детали механизмов усеченные конусы, разобщенные объемы и видоизмененные, деформированные руки с плотно сомкнутыми пальцами.
Удовольствия отдыха. 1948-49
Фернан Леже не стремился подражать кубистам, его занимало раскрытие сущности объемов. И если Делоне использовал полутона, Леже пробовал показывать откровенность каждого цвета и объема. «У меня краски живые, — говорил он — Я хотел добиться чистых, локальных тонов, чтобы красный был очень красным, голубой — совсем голубым». «Контрасты формы» Фернан Леже видит не только в абстракциях, но и в предметах и даже в природе.
Леже считал себя последователем Сезанна, подчеркивал, что, используя «живописные контрасты цветов, линий, форм», можно «от интенсивного реализма» перейти к познавательному.
Три сестры. 1952
Большой Парад. 1953
В 1924 году Леже открывает свободную художественную школу. А в 1927 году ученицей этой академии стала Надежда Ходасевич, талантливая девушка из Белоруссии, которая всю жизнь мечтала попасть в мировую столицу искусств.
В школе Леже ученикам предоставлялась полная свобода. «Не повторяйте меня, — говорил художник, — берите от меня, что хотите, и идите дальше. Вы должны сами почувствовать, когда вам крикнуть: «К черту Леже!». На Надю он сначала не обратил особого внимания. Должно быть, она казалась ему странной: молчаливая скуластая девочка, не реагировавшая на его шутки. На самом деле она их просто не понимала: ее французского едва хватало, чтобы спросить дорогу у случайного прохожего. Со временем, присмотревшись к работам Ходасевич, Леже поразился мастерству и таланту иностранной «немой» и стал уделять ей самое пристальное внимание.
Эта творческая сторона жизни доставляла Наде большую радость. Леже, считавший Надю своей самой талантливой ученицей, предложил ей должность ассистентки и квартиру в академии. И вселил в ее душу надежду на будущее. Но в тот день, когда Надя праздновала новоселье, началась Вторая мировая война. Леже, воевавший в Первую мировую и отравленный газами под Верденом, решил уехать в Америку и настойчиво звал Надю с собой. В Марселе он долго не садился на пароход, надеясь, что она все-таки одумается и приедет. Но она не покинула Париж. Четыре года Надя ходила по острию ножа, участвуя в движении Сопротивления. Пряталась, меняла имена и внешность — и ни разу не пожалела, что осталась во Франции.
После войны Надя Ходасевич как будто родилась заново. Вернулся Леже, возобновилась работа в академии, ее работы выставлялись, их покупали коллекционеры. Пикассо, высоко ценивший творчество Ходасевич, время от времени приглашал ее к себе и требовал, чтобы она честно высказывалась о его последних работах.
Надя, смирившись с собственным одиночеством, не ждала от жизни никаких сюрпризов, но впереди был еще один неожиданный поворот. Овдовевший Леже сделал ей предложение. Надя ответила согласием и приложила все силы, чтобы сделать брак счастливым.
Надя была неразлучна с мужем до его последнего вздоха, служение же таланту художника продолжалось и после его смерти. Мысль о том, что картины Леже разойдутся по разным коллекциям, разлетятся по всему свету, была для нее невыносима. Преодолев множество трудностей, она открыла на юге Франции Музей Фернана Леже. Надя мечтала показать мужу свою далекую родину. В Америке Леже стал членом Французской коммунистической партии и относился к Советской России с большой симпатией. Но его поездка в СССР так и не состоялась.
Художник скончался 17 августа 1955 года в небольшом городке Жиф-сюр-Ивет в сердце Франции. После смерти Фернана Леже его вдова Надя стала наследницей не только работ, но и идей своего мужа и учителя. Она уделяла колоссальное время пропаганде его искусства. Благодаря ей в 1960 году был открыт Музей Леже в Биоте. Спустя 10 лет музей в Биоте и его коллекция были подарены французскому правительству, после чего он стал Национальным музеем. В 1963 году Надя привезла картины Леже на выставку в Москву.
Надя всей душой тянулась к своей родине, любила и знала русскую культуру, часто бывала в Москве, дружила с Екатериной Фурцевой, министром культуры СССР. Благодаря этой дружбе Надя во многом определила международные культурные связи СССР в тот период. Она не только выполнила мозаичный портрет своей влиятельной подруги, но и взяла под свою опеку гардероб Фурцевой, самой элегантной дамы советской верхушки. По особому, как говорят, решению Политбюро Наде дали построить дом в Переделкино, где она хотела открыть музей Фернана Леже. Но ее мечтам не суждено было сбыться — после ее смерти дом купил Зураб Церетели.
141 jpg | 737 ~ 2388 pix | 109.77 Mb
Внимание! У Вас нет прав для просмотра скрытого текста.
=================================================
При необходимости могу отзеркалить на ifolder.ru
=================================================
(обращайтесь в личку)