The North American Indian by Edward S. Curtis

Сборник фотографий «Североамериканские индейцы (1907-1930), Эдварда С. Кертиса был издан ограниченным тиражом и продавался только по подписке.
Богато иллюстрированные тома были отпечатаны на тонкой бумаге и переплетены в дорогую кожу, что сделало цену непомерной для многих, но не самых придирчивых коллекционеров. Подписки продавались по цене около $ 3000 в 1907 году, а к 1924-му цена поднялась до $ 4200, по тем временам огромные деньги. Хотя Кертис планировал продать 500 подписок, всё же похоже, что удалось продать ему только около 200.

The North American Indian by Edward S. Curtis

The North American Indian by Edward S. Curtis

Эдвард Шерифф Кёртис (англ. Edward Sheriff Curtis; 16 февраля 1868, близ г. Уайтуотер, Висконсин, США — 19 октября 1952) — американский фотограф. Уникальная коллекция фотографий Дикого Запада и индейцев, созданная Кёртисом, насчитывает несколько тысяч изображений. Большая часть изображений приобретена Библиотекой Конгресса США, часть находится в частных собраниях.

Отец Кёртиса был священником и ветераном Гражданской войны в США, а родители матери происходили из Англии.

Около 1874 г. семья переехала из Висконсина в Миннесоту, где Кёртис сам изготовил собственный фотоаппарат. В 1880 г. семья переехала вновь, на этот раз в г. Кордова в штате Миннесота, где отец работал продавцом зелени.

В 1885 году в возрасте 17 лет Кёртис стал подмастерьем фотографа в г. Сент-Пол в штате Миннесота. В 1887 году семья переехала в Сиэтл, где Эдвард купил новый фотоаппарат и стал партнёром существующей фотостудии Расмуса Роути (Rasmus Rothi), уплатив за 50 % долю в предприятии 150 долларов. Примерно через полгода Кёртис расстался с Роути и заключил партнёрство с Томасом Гаптилом (Thomas Guptill).

В 1892 г. Эдвард женился на Кларе Дж. Филлипс (1874—1932), уроженке штата Пенсильвания. Её родители были выходцами из Канады. В браке родилось четверо детей: Гарольд (1893-?), Элизабет (1896—1973), Флоренс (1899—1987) и Кэтрин (1909-?).

В 1895 г. Кёртис сфотографировал Кикисомло (около 1800—1896), дочь Вождя Сиэтла, более известную среди горожан Сиэтла под прозвищем Принцесса Анджелина. Это была первая из его фотографий на индейскую тематику. В 1898, фотографируя гору Рейнир, Кёртис встретил группу исследователей, одним из которых был известный натуралист и индеанист Джордж Бёрд Гриннелл (en:George Bird Grinnell). Гриннелл заинтересовался фотографиями Кёртиса и пригласил его присоединиться к экспедиции, чтобы фотографировать племя блэкфутов в Монтане в 1900 году.

В 1906 г. Джон Пирпонт Морган предложил Кёртису 75 000 долларов с тем, чтобы тот создал серию портретов североамериканских индейцев. Планировалось подготовить 20-томное издание, содержащее порядка 1500 фотографий. В возмещение своих затрат Морган должен был получить 25 комплектов и 500 оригинальных фотографий. Всего было опубликовано 222 комплекта. Цель Кёртиса, как он писал в предисловии к 1-му тому, состояла не только в том, чтобы сделать фотографии, но чтобы задокументировать насколько возможно полно повседневную жизнь американских индейцев, пока она не исчезла.

Кёртис сделал свыше 40 000 фотографий в более чем 80 племенах. Помимо фотографий, Кёртис записал образцы индейской речи и музыки на более чем 10 000 восковых цилиндров, собирал местные легенды и предания, описывал в своих записках традиционную пищу индейцев, их жилища, одежду, досуг и погребальные обряды. Он также составил биографические очерки племенных вождей, и его материал во многих случаях является единственным письменным источником по истории соответствующего племени до начала XX века.

В 1927 году, вернувшись в Сиэтл из путешествия по Аляске вместе с дочерью Бет, Кёртис был арестован за невыплату алиментов за прошедшие 7 лет. Общая сумма долга составляла 4500 долларов США, однако со временем сумма требований была снижена. Рождество 1927 г. впервые после развода вся семья — Кёртис, бывшая жена и все дети — провела вместе в доме дочери Флоренс в г. Медфорд, штат Орегон.

В 1928 г., нуждаясь в деньгах, Кёртис продал все права на свой проект Моргану-младшему. В 1930 г. он опубликовал завершающий том серии альбомов The North American Indian. В целом было продано 280 полных комплектов альбома.

В 1932 г. его бывшая жена Клара, которая до конца дней продолжала управлять фотоателье, утонула во время плавания на лодке в заливе Пьюджет-Саунд, а дочь Кэтрин переехала в Калифорнию, чтобы жить поближе к своему отцу и сестре Бет

В 1935 г. права на альбом и оставшиеся неопубликованными материалы были проданы домом Морганов компании Чарлза Лориата (Charles E. Lauriat Company) в Бостоне за сумму в 1000 долларов плюс проценты от будущих продаж. В сумму продажи входили 19 переплетённых комплектов альбома The North American Indian, тысячи отпечатков фотографий, несшитые отпечатанные страницы и оригинальные стеклянные негативы. В свою очередь, Лориат переплёл оставшиеся неопубликованными страницы и продал их вместе с комплектами альбомов. Прочие материалы оставались нетронутыми в доме Лориата, где и были случайно обнаружены в 1972 году.

19 октября 1952 года, в возрасте 84 лет, Кёртис умер от сердечного приступа в доме своей дочери Бет и был похоронен на мемориальном кладбище на Голливудских холмах.

Кёртис нередко получал восторженные отзывы за мастерство своих фотографий, но в то же время и подвергался критике со стороны профессиональных этнологов за манипуляцию со своими изображениями или их объектами. Критика состояла в том, что фотографии Кёртиса искажали представление об американских индейцах в духе популярных стереотипов того времени. Хотя конец 19 — начало XX века были наиболее трагическим периодом в истории индейцев, когда проигранные войны против белых, болезни и ряд других причин поставили многие племена на грань исчезновения, в то же время многие индейцы успешно адаптировались к белой культуре. Кёртис же стремился исключить какие-либо следы белой культуры на своих фотографиях индейцев.

Так, на многих фотографиях Кёртис заретушировал такие «неиндейские» предметы, как зонтики, подтяжки, повозки и другие следы западной материальной культуры. К примеру, на фотографии «В доме Пьегана», опубликованной в альбоме The North American Indian, Кёртис заретушировал часы на полу между индейским вождём и его сыном.

Также известно, что Кёртис платил индейцам за позирование перед фотоаппаратом, причём позирующие иногда должны были надевать исторически неверные костюмы, танцевать или принимать участие в инсценированных церемониях. Например, на фотографии Кёртиса «Индейцы оглала едут на войну» изображены 10 индейцев племени оглала в головных уборах из перьев, едущих на конях вниз по холму. На деле лишь вожди племенных групп индейцев сиу (в том числе оглала) надевали головные уборы с перьями, и то лишь по особым случаям. Фотография была снята в 1907 году, когда индейцы были переселены в резервации и межплеменные войны давно закончились. Кёртис платил индейцам за позирование в качестве воинов в то время, когда у них было слишком мало прав, свобод и личного достоинства.

Несмотря на указанные выше недостатки, многие историки США ценят вклад Кёртиса в сохранение остатков исчезающей индейской культуры.

The North American Indian by Edward S. Curtis

The North American Indian by Edward S. Curtis

1564 jpg | 1024 pix по дл. ст. | 232,8 Mb

ifolder
depositfiles

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>